Спас загорье – Сайт храма Преображения Господня, с. Спас-Загорье

Сайт храма Преображения Господня, с. Спас-Загорье

Невозможно говорить о Боге, о вере с человеком, который просто не любит жизнь. Алеша Карамазов в разговоре с братом восклицает: «… Я думаю, что все должны прежде всего на свете жизнь полюбить… непременно так, полюбить прежде логики… непременно, чтобы прежде логики, и тогда только я и смысл пойму». Любовь к жизни бывает очень разная, и смысл жизни люди находят в самых разных вещах. Но в общем, каждый человек, несомненно, стремится к тому, что он считает счастьем для себя и для других людей.

Ищем счастья, однако если мы внимательно посмотрим вокруг, то чаще увидим беспокойство, страдания, несправедливость, жестокость, усталость от жизни. Веселость встречается тоже не редко, но действительно счастливые люди не на день, не на месяц, а имеющие мир и любовь внутри себя постоянно, встречаются очень редко. Почему так, если человек ищет счастье, а в результате находит совсем иное и главное, постоянно боится потерять и то, что имеет? Одна из причин в том, что ищем счастье в том, что доставляет нам наслаждение телесное или душевное и в этих поисках нас ничто не может остановить, потому что услаждаемся только на малое время, а в результате все сильнее разгораются ненасытимые страсти. При этом, стараемся забыть, что в конечном итоге смерть отнимает все.

Но действительно ли все теряет человек, перешагивая порог смерти? В материальном плане – да: все, что сопряжено с богатством этого мира находится во власти смерти. «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял» (Иов 1, 21). Но духовные накопления уходят с нами в вечность. Это не музей, не театр и не литература и прочее, что мир привык называть духовным богатством. Это тот дух, которым я живу, который может быть добрым и злым, который подвигает меня к тем или иным поступкам и выражается в тех или иных делах. Игумен Никон (Воробьев) пишет: «Все человечество ищет счастья, только не там, где его можно найти. Царство Божие, то есть величайшее счастье, внутрь вас есть, и указан путь к этому Царствию. И почти никто, даже из верующих, не идет этим путем…»

Так где же этот путь? Куда идти? Как разрушить царство ада, которое тоже, к сожалению, есть в моем сердце и является единственным источником всех моих страданий сегодня и может стать мучением вечным? Как открыть дверь в Царствие Божие, в котором обрету вечное счастье, которого мы здесь на земле по свидетельству апостола Павла даже представить себе не можем: «…но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9).

Иисус сказал: «…Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14, 6). Как выйти из Интернет пространства, из пространства мира сего и прийти в Церковь, которая есть «Тело Христово»? Надеюсь, в какой-то мере материалы нашего сайта помогут вам найти ответы на эти вопросы.

Из жизни прихода

Мы ведем фотогалерею нашего прихода Преображения Господня в селе Спас-Загорье еще с 2011 года. В ней запечатлены разные моменты нашей жизни: праздники, поездки, приезды значимых гостей храма, наши прихожане и многое другое. Мы приглашаем вас посетить нашу скромную галерею по ссылкам ниже.

hrampg.ru

История нашего храма | Сайт храма Преображения Господня, с. Спас-Загорье

История Преображенского храма традиционно ведётся с 1614 года и начинается с имени выдающегося деятеля русской истории начала семнадцатого века князя Бориса Михайловича Лыкова-Оболенского. Князь Б.М. Лыков-Оболенский представитель многочисленного и разветвлённого рода Оболенских, к XVII веку владевших селом Спасское (Спас-Загорье). Первоначально село принадлежало князю Михаилу Фёдоровичу Кашину-Оболенскому, боярину и воеводе, который начал службу при царском дворе Иоанна Васильевича с середины шестнадцатого века. М.Ф. Кашин пред своей смертью  в 1611 году половину села с церковью завещал Пафнутьев – Боровскому монастырю. Упоминаемый выше князь Борис Михайлович Лыков выкупил по воцарении Михаил Федоровича Романова (1613-1614 гг.) у Пафнутьева монастыря половину Спасского и в это время отстроил каменный сельский храм. Этот выдающийся и благочестивый человек появился на службе у Бориса Годунова в 1596 году и оказался причастен почти ко всем важнейшим событиям русской истории первой половины XVII века. При Лжедмитрии он получил боярский чин, на службе у Василия Шуйского прославился победами над «Тушинским вором» и в 1610 году вошел в «семибоярщину». Владелец нескольких вотчин и имений, Борис Михайлович, благоустраивал и строил храмы, делал богатые пожертвования в монастыри. Прослужив 50 лет, Б. М. Лыков-Оболенский умер в 1646 году. Еще при Лжедмитрии I князь Б.М. Лыков женится на боярышне Настасье Никитичне Романовой, сестре известнейшего церковного им государственного деятеля Федора Никитича Романова  (будущего патриарха Филарета, отца царя Михаила Федоровича). Постепенно, к 90-м годам XVII века, храм принял современный облик. Он строился двухэтажным, с нижним теплым приделом в честь Казанской иконы Божией Матери. По освящению нижнего придела датируется и завершение постройки — 1696 год. На рубеже XVII-XVIII столетий появилась сначала отдельно стоящая колокольня, а затем трапезная, соединившая главную часть храма с колокольней в единое здание. Во второй половине XVIII века был пристроен Покровский придел. Сохранилось описание: «Село Спасское, а в нем церковь каменная во имя Преображения Господня, да придел каменный же во имя Покрова Пресвятыя Богородицы». В конце XVII века появилась деревянная галерея на аркадах, разобранная вероятно при постройке трапезной части храма. В XVIII веке селом владел генерал-поручик Василий Васильевич Нарышкин (1712-1779), возможно, именно при нем был выгорожен в трапезной Крестовоздвиженский придел. Возникновение самого храма легенда связывает с наиболее знаменитыми из Нарышкиных – Натальей Кирилловной и ее сыном Петром I. К этому же времени относится появление современного названия села – Спас-Загорье.

Дошедший до нашего времени храм в архитектурном отношении представляет собой, по мнению специалистов, яркий образец национального стиля русского зодчества конца 17-го века. Характерными чертами традиционно русского стиля являются бесстолпная конструкция храма, пятиглавие, завершение свода закомарами, обрамление куполов кокошниками. Здание храма двухэтажное, верхний этаж – летняя Преображенская церковь с двумя пределами (Крестовоздвиженским и Покровским) – имеет два яруса окон, обрамлённых наличниками, состоящими из двух колонок, которые связаны сверху фигурной скобкой. Зимняя часть, храм Иконы Казанской Божьей Матери, возможно, наиболее древняя часть строения. Оригинально решена в конструкции храма шатровая колокольня:  грани её восьмерика ориентированы по сторонам света. В архитектуре здания прослеживается связь с таким ярким памятником московского зодчества середины века, как церковь Рождества Богородицы в Путинках, и другими памятниками Москвы и Подмосковья второй половины XVII века. Преображенская церковь сохранила большую часть внутреннего убранства так, что Царские врата относят к XVII веку, а иконостас и оклады икон к концу XVIII – началу XIX века. Многие иконы позднее были записаны и требуют реставрации.

По преданию храм посещал первый русский император Пётр Великий, а в войну 1812 года – светлейший князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов, рядом с храмом находилась его ставка. По свидетельству местных жителей сразу за алтарной частью храма находилась братская могила воинов, погибших в годы Отечественной войны 1812 года. Во время проведения работ по отводу вод от стен храма перед алтарной частью была выкопана канава шириной около метра и такой же глубины. При этом действительно было обнаружено множество костей, свидетельствовавших об общем братском захоронении.

До нас дошли следующие имена священнослужителей и причетников, подвизавшихся в храме в честь Преображения Господня:

  • Архим. Никандр (Николаев) (1947- 1973)
  • Игум. Вениамин
  • Прот. Василий
  • Прот. Петр
  • Прот. Николай Лойко
  • Прот. Сергий Першеев
  • Прот. Иаков Казанский
  • Прот. Николай Ласкин
  • Иер. Максим
  • Иер. Иоанн Иоаннов
  • Иер. Лука Афанасьев
  • Иер. Евфимий Михайлов
  • Иер. Антоний Парамонов
  • Иер. Феодор Григорьев
  • Иер. Алексий Иванов
  • Иер. Симеон Зверев
  • Иер. Сергий
  • Иер. Симеон Троицкий
  • Иер. Алексий Февралев
  • Иер. Сергий Преображенский
  • Иер. Анатолий (скон. в 1950 году, но, вероятно, не был в штате храма; похоронен в северной части погоста)
  • Иер. Феодор Степанов
  • Иер. Андрей Зверев
  • Иер. Иаков Казанский
  • Диак. Григорий Иванов
  • Диак. Стефан Иванов
  • Диак. Косьма Лебедев
  • Диак. Михаил Умовский
  • Диак. Симеон Любимов
  • Диак. Семен Михайлов
  • Диак. Симеон
  • Пономарь Феодор Харламов
  • Пономарь Иоанн Дубов
  • Пономарь Василий Петров
  • Пономарь Петр Парамонов
  • Пономарь Лука
  • Псаломщик Акиндин Смольянинов
  • Псаломщик Иоанн Покровский
  • Псаломщик Иоанн
  • Дьячок Иулиан Афанасьев
  • Дьячок Петр Белов
  • Дьячок Фирс Васильев
  • Дьячок Иван Семенов
  • Дьячок Иоанн

Можно упомянуть сведения, дошедшие до нас из церковно–приходских ведомостей. В 1864 году иер. Симеон Троицкий был награжден набедренником, в 1873 году прот. Николай Лойко заслужил одобрение за усердное преподавание слова Божия в церковно-приходской школе. В 1891 году упоминается приезд владыки Виталия и его встреча иереем Алексием Февралевым, восстановившим храм и обновившим внутреннее убранство на пожертвования помещицы Анны Павловны Кузьминой, которая тогда же была представлена владыке. Отец Алексий Февралев продолжал служить в Спас-Загорье до своей кончины 1900 года, священствовал он двадцать семь лет, из них десять в Преображенском храме, что явствует из надписи на его могиле в храмовой ограде.

Немного осталось сведений о жизни храма в трудные годы первой половины XX столетия. В книге памяти жертв политических репрессий 1937-1938 гг. «Бутовский полигон», выпущенной Постоянной межведомственной комиссией правительства Москвы по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, Москва 2001 год, на стр. 140 обнаружена следующая запись: «Ласкин Николай Александрович 1889 г.р. родился в селе Шанги Шарьинского района, Горьковского края, русский, из семьи священника, б/партийный, образование высшее, священник церкви с. Спас-Загорье. Проживал: с. Спас-Загорье Малоярославецкого района, Московской области. Арестован 24 ноября 1937 года тройкой при УНКВД СССР по МО от 3 декабря 1937 г. по обвинению в антисоветской пораженческой агитации. Назначена высшая мера наказания – расстрел. Приговор приведен в исполнение 8 декабря 1937 года. Реабилитирован – 12 июня 1989 г.»

К сожалению, никаких других сведений об о. Николае нам пока обнаружить не удалось. Местные жители – очевидцы тех лет – ничего не могут сказать об этом священнике и о его аресте, не помнят ничего. Поиск информации о служении о. Николая будет продолжен. Всех, кто имеет какую–либо информацию о служении, личной жизни и родственниках о. Николая просим прислать ее на наш электронный адрес [email protected] .

Также в 1937 году (10.10.1937 г.) был арестован прот. Сергий Першеев (Першеев Сергей Андреевич 1880 года рождения, родился в дер. Мелотичи Барятинского района Смоленской области) и расстрелян (10.12.1937 г.). По словам дочери священника Хабаровой Лидии Николаевны, прот. Сергий до 1930 года служил в с. Спас–Загорье.

В 1937 г. храм был закрыт, и нижний предел использовался как склад и столовая. Из надписи на кресте, который был найден в алтаре Казанского придела: «17 июля 1955 г. По указу Его Преосвященства Епископа Онисифора, Калужского и Боровского, за № 109. Освящен престол во имя Казанской Пресвятой Богородицы. Освящение совершили: митрофорный прот. Иоанн Соловьев, благочинный прот. Александр Добромыслов, прот. Тихон Трилесский, благочинный Столинскаго района БССР Евгений Минкевич, иереи о. Павел Казаков, о. Георгий Юрашкевич, протодиакон о. Кузьма и настоятель Спасо–Преображенского храма игумен Никандр. Храм Спасо–Преображенский построен боярами Лыковыми в 1614 году XVIII века. В подвальном храме с 1920 г. не служилось – были склады колхоза», сделанной архим. Никандром (был настоятелем с 1947 по 1972 год), следует, что нижний придел был разорен еще в 20-е годы. Только в 1947 году Совет по делам Русской Православной Церкви зарегистрировал общину и передал её здание храма, что и было отмечено в протоколе и договоре от 24.09.1947 г.

Первый послевоенный настоятель, архим. Никандр, оставил глубокий след в духовном облике Спас–Загорского Преображенского храма. Отец Никандр (в миру Николай Николаевич Николаев) по специальности был врачом, причем, по воспоминаниям людей, знавших его, очень талантливым. До революции он был фельдшером в армии. События Великой отечественной войны застали его уже в священном сане на Украине в селах, где ему пришлось окормлять несколько приходов. Потом он служил в Белоруссии, в селах попавших под контроль партизанских отрядов, которыми руководил Ковпак. Районы, контролировавшиеся партизанами, были очень велики, это были почти «партизанские республики» в тылу у немцев. И отец Никандр фактически стал партизаном, прежде всего, как полковой врач. Часто партизаны приезжали за ним, завязывали ему глаза и перевозили туда, где нужна была помощь. Он оперировал, спасая людские жизни. После войны о. Никандр короткое время жил в Псково–Печерском монастыре. В 1947 году он, в сане игумена, был назначен настоятелем тогда закрытого храма в честь Преображения Господня в с. Спас–Загорье. Здесь тоже пригодились воля, настойчивость и прямота о. Никандра. На бумаге храм был передан Церкви, но его еще нужно было отвоевать, ведь, на самом деле, он использовался как склад мелкой сельхозтехники, в алтаре был ссыпной пункт, хранилось зерно. Пришлось выкатывать машины и прямо на улицу выбрасывать зерно. Храм убрали силами всех верующих. Большинство сведений об о. Никандре почерпнуто из воспоминаний ныне покойного прот. Вадима Красноцветова, знавшего его лично в последние годы жизни.

После смерти архимандрита, прожившего без малого столетие (даты жизни 1876-1972), на приходе сменилось множество священников, имена которых ещё помнят старейшие прихожане Храма. Среди них: о. Николай, о. Михаил, о. Вениамин, о. Александр, о. Сергий, о. Иоанн, о. Валентин, архим. Донат, архим. Серафим, прот. Борис, прот. Николай Суходолов, прот. Андрей, иерей Алексий Поляков, игумен Ростислав (Колупаев) и нынешний настоятель храма – прот. Сергий Демьянов.

При архим. Никандре в годы советской власти реставрировались крыша и купола храма, был построен небольшой приходской домик, при о. Алексие Полякове и игумене Ростиславе (Колупаеве) построен новый дом. С 1997 года до настоящего времени обновлена кровля и купола, поставлены новые кресты, налажено отопление, храм побелен, обезопасен от грунтовых вод, построены новые кельи и технические помещения для церковного хозяйства, строится новая трапезная и большое помещение для воскресной школы. В 2002 году в г. Тутаеве Ярославской области был отлит подбор колоколов.

29 декабря при служении правящего архиерея, владыки Климента (Капалина), прошло торжественное освящение колоколов.

Восстанавливаются и реставрируются иконы храма. В частности, в 2003 году на реставрацию, с целью раскрытия авторской живописи, была взята икона Казанской Божией Матери с клеймами (92,2 х72,1 см) конца XVII — начала XVIII вв., которая была доставлена в реставрационные мастерские при Государственной Третьяковской Галерее (ГТГ) в Москву 13 февраля 2003 года. Реставрировали икону Степанова Татьяна Юрьевна (старший преподаватель отделения реставрации Свято–Тихоновского Богословского Университета) и Фидоренко Галина Васильевна (начальник отдела древнерусской живописи ГТГ). В ходе реставрации было обнаружено, что икона Казанской Божией Матери была написана в августе 1793 года Яковом Ивановым Иконниковым из города Серпухова, о чем свидетельствует надпись на 13-ом клейме: «1793 года месяца августа писал сей образ города Серпухова купец иконописец Яков Иванов Иконников. Строен на церковные деньги старанием священников Феодора Григорьева, Алексея Иванова». Из реставрационных мастерских ГТГ Казанская икона Божией Матери возвратилась в храм 13 июля 2004 года, а 16 июля 2004 года был совершен чин освящения отреставрированной иконы с акафистом Божией Матери в честь Ея иконы «Казанская». Икона была водружена в обновленный киот на прежнее место. В настоящее время закончена реставрация иконы «Богоявление» и ведется работа над иконой «Спас Нерукотворный» реставратором Степановой Татьяной Юрьевной.

Надо отметить, что, по благословению владыки Климента, настоятелем, тогда иереем Сергием Демьяновым, и общиной Спас–Загорского Преображенского храма с 1996 по 1998 год был благоустроен больничный храм великомученика и целителя Пантелеимона в г. Обнинске.

При храме в честь Преображения Господня действует воскресная школа «Жаворонок». В основном, ее посещают дети, учащиеся в сельской Спас–Загорской школе.

В г. Обнинске действует детское творческое объединение «Радуга», где проходят занятия по декоративно-прикладному искусству (чеканка, гравюра, выжигание, аппликация, изготовление тематических работ из теста и т.д.), рисованию. Там же с 1995 года проходят духовные беседы со взрослыми.

 

hrampg.ru

Спас-Загорье

В это село под Малоярославцем из Москвы можно попасть по Киевскому шоссе. Расположено оно на 110-м километре, но стоит, право, остановиться сразу после 109-го и пройти далее пешком — увиденное не оставит вас равнодушным.

Дорога в окружении зарослей ольхи и узколистных ив спускается в долину реки Протвы. Впереди просвет: начало речной поймы и Спас-Загорья. Лес расступается, дорога вбегает на мост. Внизу — стремнина, покрытые же кувшинками заводи берегов тихи. На той стороне — домики в зелени садов, ниже — сараи, от них спускаются к реке огороды. На повторяющей береговую линию зеленой луговой полосе пасутся телята, козы, у самой воды стайками ходят гуси.

Село разрезано автотрассой, стремящейся за горизонт. Основная его часть остается справа. Там вдали на крутом откосе над садами и крышами высится белоснежная Преображенская церковь. Густая темная зелень левее нее — старинный липовый парк.

И мост через Протву, и дорога, брошенная в бесконечную даль как стрела, построены перед войной. Раньше к реке подъезжали со стороны поселения с названием Угодский железный завод и переправлялись вброд. А в более давние времена, когда Протва была полноводнее, здесь стоял перевоз на плотах.

За мостом сворачиваешь вправо и попадаешь на сельскую улицу — главную и когда-то единственную. Она протянулась вдоль реки на два с половиной километра и выходит с другой стороны уже на Брестское шоссе. Кто и когда заложил эту узкую, нетипичную для русских сел улицу-дорогу?

За века существования Спас-Загорья не раз менялись его владельцы — все именитые: Нарышкины, Родзиевские, Догорукие, Лыковы, Оболенские. От последних («предреволюционных») почти без изменений дошла до нас планировка села.

Величественный, изящно поставленный храм Преображения Господня строился в 1614 году князем Борисом Михайловичем Лыковым. Воевода Б. М. Лыков из рода князей Оболенских был в родстве с царской семьей, владел многими имениями на территории сегодняшней Калужской области, а столь богато украсил, видимо, чем-то любезное его сердцу Спас-Загорье, при нем называвшееся Спас-Лыковщина. По преданию, под стенами храма Лыкова и похоронили.

Надо полагать, это место являлось центром еще более древнего поселения. Здесь размещалось и княжеское жилье, и резиденция управления вотчиной. Нуждавшиеся, конечно, в надежной защите. Присмотревшись к центру села, замечаешь как бы полуостров, с севера обрывающийся к реке, а с востока и запада обрамленный идущими от реки к главной улице оврагами, засыпанными бытовым мусором и оползневыми грунтами и потому в самом селе неглубокими. Тем, кто не представляет себе, насколько быстро нарастал нивелирующий исторический рельеф «культурный» слой в последние пять десятилетий, остается поверить наблюдавшим данный процесс и согласиться с их предположением о серьезности в отдаленном прошлом этих овражных преград. Если же соединить их рвом там, где сегодня проходит улица, получится удобная для защиты от непрошенных гостей крепость.

Такое удобное для организации обороны место могло быть более чем рядовым поселением — центром или пограничным форпостом обширного княжества. «Крепость», явно ориентированная на север, «глядит» за реку. Сразу вспоминается описанное у Н. М. Карамзина и С. М. Соловьева укрепление черниговским князем Ярославом северной границы своих владений. Где-то здесь ведь она и проходила. Возможно, попадал в систему форпостов, возводимых Ярославом, и город Ярославец, в будущем — Малый Ярославец, отстоящий на восемь километров к западу от Спас-Загорья и расположенный, как и оно, на дороге, ведшей из земель Ростово-Суздальского княжества на юг. В поддержку указанной гипотезы говорит и то, что первые известные из истории владельцы Спас-Загорья Оболенские, потомки князя Михаила Всеволодовича Черниговского, были удельными князьями и только в ХIV веке подчинились Москве. Конечно, сказанное — всего лишь предположение. Немало других интересных гипотез по поводу далекого и совсем недавнего прошлого села содержит книга местного краеведа Виктора Сергеевича Карпичева «История Спас-Загорья» (М., 2004).

Высокий Преображенский храм, пластичный и живописный, мог бы быть еще выше, не поднимись со временем уровень поверхности земли вокруг него. По сути, он двухэтажный — внизу когда-то размещалась зимняя церковь. Храм пятиглавый, с приделом Покрова Пресвятой Богородицы, трапезной и колоколенкой. Рядом на старом кладбище уцелело несколько захоронений, в том числе — могила иерея Алексея Никитича Февралева, скончавшегося 20 июля 1900 года.

Когда-то село являлось вотчиной матери Петра I Натальи Кирилловны Нарышкиной. Часть села, что от храма простирается к Брестскому шоссе, до недавнего времени именовалась Нарышкино, а старые люди называют ее так по сей день.

Не раз бывал здесь Петр I, занимаясь строительством в округе железноделательных заводов. Еще лет десять назад на карте в 10 километрах от Спас-Загорья значилось село «Угодский железный завод» — сейчас оно входит в город Жуков, объединивший несколько населенных пунктов. Следы штолен и отвалов петровских времен показывал моему отцу А. Е. Дмитриев — большой знаток истории Малоярославецкого края. Я, тогда еще совсем мальчишка, увлеченно слушал рассказы Александра Ефремовича. В 1960 году Дмитриев издал путеводитель, рассказывающий об этих местах и более сорока лет остававшийся единственным подробным описанием моей малой родины (вышедшая в 2002 году замечательная книга «Малоярославец. История и современность» посвящена преимущественно городу и почти не упоминает о его окрестностях).

Когда земли удельных князей Оболенских вошли в Московское княжество, Спас-Загорье потеряло значение укрепленного поселения. Скорее всего, именно в тот период княжеская усадьба, теснившаяся дотоле в детинце, переместилась за овраг-ложбину с западной стороны храма. В ХVIII веке при князьях Долгоруких усадьба представляла собой «двор помещиков (…) против оного двора сад, огорожен забором вокруг. В том саде две избы, в которых садовники живут. Яблоней 1384 дерева, грушей 23, вишен 240, слив 73». Постепенно расширялись, перестраивались, украшались каменные княжеские палаты…

+ + +

В студенческие годы судьба свела меня с Евгением Григорьевичем (тогда — Женей) Никольским — потомком известных в Малоярославецком крае священнических родов Никольских и Февралевых. В Спас-Загорье ему до сих пор принадлежит «большой поповский дом», «большим», впрочем, сейчас называемый лишь по старой памяти: за несколько десятилетий бревенчатый сруб-пятистенок осел, врос в землю. С улицы за разросшейся сиренью дома практически не видно. Да и тех, кто знал или слышал о потомственных священнослужителях Никольских и Февралевых, почти не осталось.

Отец Жени, Григорий Алексеевич Никольский, родился в 1895 году. Поступил в Калужскую духовную семинарию, но окончить ее «по специальности» не успел: после революция семинария перешла на подготовку школьных учителей. Вот и Никольский-старший обучал детей русскому языку и литературе в сельской, а затем в одной из московских школ. Мать, Елизавета Андреевна — также из рода священнослужителей. Хлебосольная хозяйка, она всегда была занята чем-то — варила, пекла, заготовляла соления на зиму. И рассказывала о своем детстве, молодости, обо всем, что окружало ее в далекой и совсем другой жизни…

«Большой поповский дом» принадлежал когда-то прадеду Жени по бабке — иерею Алексею Никитичу Февралеву, прах которого покоится у храма. Его дочь Анна Алексеевна в шестнадцать лет вышла замуж за Алексея Яковлевича Никольского, настоятеля соборной церкви в Боровске. Брат Алексея Яковлевича Михаил (о нем речь впереди) служил настоятелем Казанского собора в Малоярославце.

В 25 лет Анна Алексеевна овдовела. Была она красавицей необыкновенной и, став вдовой, естественно, привлекала к себе повышенное внимание мужчин — в том числе и учителя Боровской гимназии Константина Циолковского. Старшие Никольские вспоминали рассказы родителей о том, как вся родня восстала против ухаживаний за Анной Алексеевной бедного учителя и о найденных спустя десятилетия в ее бумагах записках уже знаменитого ученого Константина Эдуардовича Циолковского.

Никольские с их уходящей в далекое прошлое родословной, сохраняющие память предыдущих поколений, стали для меня символом истории моего края. Слушая их, я многое узнал, в частности, о последних владельцах спас-загорской усадьбы князьях Оболенских, о большом красивом княжеском доме и его убранстве, об искусных садовниках, создавших замечательные цветники, любоваться которыми могли не только господа, но и всякий желающий.

Заезжали в Спас-Загорье к Никольским столь же многое помнившие их родственники — потомки дочери иерея А. Н. Февралева Марии, бывшей замужем за С. А. Преображенским (Преображенские из поколения в поколение оставались священниками и после революции). Заходили старожилы села. Из селян запомнилась мне баба Мотя — маленькая, быстрая, иссохшая, с большими натруженными руками, живущая с тяжело больной дочерью в страшной бедности и ни на что не жалующаяся. Рассказывала о военной и послевоенной жизни, когда не было ни техники, ни лошадей, и женщины пахали «на себе», а вместе с ними — председатель колхоза баба Мотя. На пенсии она стала выпивать. Придет, поговорит и угостившись, запоет — будто потонет в песне. Умерла баба Мотя лет 35 назад. Да и многие уже умерли, унеся с собой свое прошлое — частичку истории страны. Нет больше с нами художницы, большого патриота Малоярославецкого края Елизаветы Александровны Чернявской. Среди подаренных ею картинной галерее города живописных работ — полотно под названием «Домик Никольских — свидетель боев 1812 года». Дома, изображенного здесь, давно нет, как и людей, которые могли рассказать, что это за дом и что за Никольские жили в нем. В Малоярославце помнят Михаила Яковлевича Никольского, брата того самого Алексея Яковлевича, служившего в Боровске. До 1915 года Михаил Яковлевич был настоятелем Казанского собора и в соавторстве со священником Кременским в 1911 году написал книгу «Город Малоярославец и Казанский собор в нем». В сборнике «Малоярославец. Очерки по истории города» (1992) говорится: «Эта книга до сих пор не потеряла своего значения как один из капитальных источников по истории памятников культового зодчества города. А так как некоторых памятников уже нет, материалы Никольского и Кременского являются во многом уникальными». Не домик ли Михаила Яковлевича запечатлела Е. А. Чернявская?

Много раз, прогуливаясь с Евгением Григорьевичем по селу, мы останавливались в усадьбе Оболенских. История ее печальна и во многом типична для памятников русской усадебной культуры. Имение, правда, не ограбили и не сожгли местные крестьяне, как случалось во многих других местах, однако все ценное отсюда вывезли по приказу «сверху», а старого князя выселили в баню, стоявшую на берегу Протвы. (Попутно перескажу услышанную в Спас-Загорье историю, похожую на байку, о том, как уцелел «большой поповский дом» и его обитатели. На вопрос прибывших в село «реквизиторов»: «А здесь кто живет?» — было честно отвечено: «Работники культа». «Пролетарской культуры?» — не поняли представители власти. Допрашиваемые растерялись и начали сбивчиво объясняться: «Ну, как бы да… вроде бы… конечно…» Тем все и кончилось: дом не реквизировали, ничего не отобрали.) В усадьбе же разместили завод по производству керосиновых ламп, спустя какое-то время начавший выпускать пластмассовые крышки для парфюмерных флаконов, а с 1970-х годов — строительные каски.

Однако кое о чем тогда у нас не забыли. В 1960-х годах на одном из зданий усадьбы появилась мемориальная доска с напоминанием (ставшим откровением для многих новых жителей Спас-Загорья) о том, что в октябре 1812 года здесь размещалась ставка Кутузова. Да, это сюда сходились донесения от частей, вступивших в бой с наполеоновской армией под Малоярославцем. Это от Спас-Загорья русские войска двинулась к Малоярославцу и закрыли Наполеону дорогу на юг России. Установкой мемориального камня на окраине села был отмечен и патриотический порыв местных крестьян, раскатавших в те дни свои дома на бревна для наведения мостов через Протву с целью спешной переправы армии Кутузова к месту сражения, на котором, по словам адъютанта Наполеона генерала Сегюра, «остановилось завоевание мира, где двадцать лет непрерывных побед рассыпались в прах и началось великое крушение нашего счастья».

Тяжело было видеть плачевное состояние усадьбы, но теплилась надежда на создание в ней хотя бы мемориальной комнаты — филиала Малоярославецкого музея 1812 года, ибо работа музея по исследованию событий Отечественной войны на территории Калужской губернии все расширялась, а в издаваемых им материалах упоминалось и Спас-Загорье… Но тут грянула перестройка. Настала эра «свободы от тоталитаризма» и вообще от всего. Посетив в очередной раз Спас-Загорье, я обнаружил на месте колхозного клуба ограду частного владения и за ней — добротный кирпичный жилой дом. Вышло так: по одну сторону от дома оказался парк, по другую — постройки усадьбы. И не смутило это главных архитекторов района и области, согласовавших проект!

Очередной приезд в село обернулся новым «сюрпризом». Не увидел бы собственными глазами — ни за что бы не поверил: усадьбы князей Оболенских больше нет! На спланированной и забетонированной ее территории стоит производственный цех размерами с авиационный ангар. От прохожих узнаю, что стена, на которой установлена мемориальная доска, сохранена, однако за высоким глухим металлическим забором ни стены, ни доски не видно. Спрашиваю: что же изготавливают в этом ангаре? Отвечают: тару для шампуня (некоторые селяне говорят, что вроде бы и шампунь разливают)…

Как же так? Подобное совершенно недопустимо по действующим градостроительным и санитарным требованиям. Уничтожен памятник истории и культуры. Непропорционально крупное промышленное предприятие неизбежно начнет разрушать историческую среду села; будучи «посажено» близко к существующему памятнику — храму начала XVII века, зрительно «подавит» его. Отсутствует возможность устроить положенные по нормам санитарные разрывы с жилой застройкой. А поверхностные воды с промышленной территории, расположенной на береговом склоне, — они очищаются или нет? И опять же: кто-то ведь все это разрешил, согласовал! Между тем можно было выделить предпринимателям участок рядом с селом, поставив условием восстановление, пусть для начала только в строительной части, усадебных зданий, расчистку парка и водоемов. Здания еще бы и исследовать: краевед В. С. Карпичев, о котором говорилось выше, утверждает, что где-то в усадьбе остались замурованными большие подвалы. Но кому теперь она принадлежит?

К последствиям нынешней «культурной революции» надо отнести и исчезновение из Преображенского храма многих икон. Куда они делись — Бог весть: двери и окна не взламывались, а убранство храма заметно таяло.

+ + +

Думаю, пора наконец представить читателям Евгения Григорьевича Никольского, которого я знаю более полувека и без которого не мыслю Спас-Загорье. Он — специалист по строительству на вечной мерзлоте — по его словам, «единственный в этой области знаний, играющий на виолончели, и единственный виолончелист, разбирающийся в вопросах вечной мерзлоты». Служил когда-то на флоте. По духу же, по видению окружающего мира и даже по внешнему облику он — художник. Не сделавший ни одного рисунка, не написавший ни одной картины, Евгений Григорьевич говорит о живописи профессионально, зажигательно. Не перестаю удивляться, как легко он сходится с художниками, безошибочно определяя их среди других людей, — и как тянет художников к нему, как доверяются они его суждениям… В 2007 году Жене исполнилось семьдесят пять лет.

Где-то в 1970-х годах решили мы с женой показать друзьям самое красивое село под Малоярославцем — Карижу, расположенное в полутора километрах от города вверх по течению реки Лужи при впадении в нее речки Карижки. По пути заехали за семьей Евгения Григорьевича.

Спрашивается, при чем тут Карижа, когда речь идет о Спас-Загорье? А вот послушайте.

Церковь в Кариже оставалась единственной действующей после закрытия всех храмов в Малоярославце. С возвышенности из дома моего детства открывался вид на долину реки Лужи, и я помню, как напряженно вглядывался в полевую дорогу, высматривая возвращавшуюся из карижской церкви бабушку.

Приехав в село, побывали в церкви, обошли ее по заросшему сиренью и высоченной травой старому кладбищу. Женя предположил, что поскольку мы недалеко от родового гнезда Никольских-Февралевых, кто-нибудь из его предков мог служить в Кариже, а следовательно, могли сохраниться здесь и их захоронения. Попробовать поискать? Сначала нерешительно, а потом все азартнее мы начали расчищать от зарослей травы старинные чугунные надгробия. Сметаем с них землю, читаем имена… И вот наконец: Февралев!

— Как разлетались из Спас-Загорья твои предки, Евгений!

— Они сначала поступали в калужские духовные образовательные учреждения, а потом их назначали на приходы. Кстати, у отца сохранился список его группы в Калужской духовной семинарии. Половина фамилий в нем — Никольские и Февралевы.

В тот раз, взволнованные находкой, мы не записали даже имени-отчества карижского Февралева. А потом могилу найти не удалось — по кладбищу прорыли глубокую траншею, все было завалено кучами грунта, охапками срубленного кустарника…

В 2002 году в Малоярославце вышел сборник «Отступление великой армии Наполеона из России», содержащий в числе прочего работу Л. В. Мирошниченковой «Из истории малоярославецкого духовенства», где говорилось: «О[тец] Никита Иванович Февралев назначение в Карижскую церковь получил в 1821 году сразу по окончании Калужской духовной семинарии. (…) Будучи человеком весьма просвещенным и привыкшим ответственно относиться к любому делу, (…) [он] подробно и скрупулезно записывал» рассказы очевидцев и участников событий 1812 года по анкете историка А. И. Михайловского-Данилевского.

Однако вопрос, кто похоронен у карижской церкви, так и остался без ответа. Дело в том, что священник Никита Февралев позднее занимал должность благочинного. В его благочиние входили 38 храмов Малоярославецкого и 22 — Медынского уездов, и он мог быть похоронен при любом из этих храмов, не обязательно при карижском. Без ответа остается и следующее волнующее предположение: Алексей Никитович Февралев, чья могила находится у Преображенского храма в Спас-Загорье, — не сын ли священника Никиты Ивановича Февралева?

+ + +

Богатая история — и бедные люди в Спас-Загорье. Колхоз, худо-бедно работавший, закрыли. Берег реки, раньше заповедный, где была общественная зона выгула и выпаса скота, начали застраивать самозахватом. Народ, растерянный, потерявший чувство времени, пьет заметно больше прежнего. Молодежь бежит из этих мест, от вида зарастающих бурьяном и редколесьем полей. Здешних детей не видно. Зато в храм Спас-Загорья стали массово привозить крестить младенцев из Обнинска, Калуги, Москвы. Крестятся и взрослые. В воскресные дни подъезды к храму забиты иномарками. Деловые люди спешат: даже и двигателей не глушат…

Но вот уехали. Тихо и светло на главной улице села, когда-то, до постройки Брестского шоссе, переходившей в полевую дорогу на Малоярославец. А по левую сторону от Спас-Загорья более полувека назад простиралось поле цветущей гречихи. Почему я о нем вспоминаю сейчас? Совсем недавно услышал об агрономе-селекционере из Спас-Загорья Александре Ивановиче Кирюшине, который в первые послевоенные годы вывел какой-то особо урожайный сорт гречихи. О нем тогда много говорили, писали… Еще одна страница богатой истории этого древнего села.

Брестское шоссе построили к 1840 году. Называлось оно еще и Варшавским, поскольку и со стороны Варшавы до Бреста был проложен встречный участок. Не раз ездил по этой дороге Николай Васильевич Гоголь — в Калугу, в Оптину пустынь, в Малороссию. Об одном из таких путешествий Гоголя — в июле 1849 года -сохранилось воспоминание его попутчика Л. И. Арнольди, брата А. О. Смирновой-Рассет. «Прямое, как вытянутая лента, шоссе, и мы покатили, качаясь, как в люльке, в нашем легком тарантасе». Видимо, Спас-Загорье миновали они благополучно, поскольку «Малоярославец был уже в виду», но вскоре неожиданно остановились. «Тарантас сломался, — отвечал хладнокровно ямщик. (…) Не доедешь, барин, здесь чинить надоть». Пришлось путешественникам «плестись» пешком (Вересаев В. «Гоголь в жизни». М., 1990).

Направо по Брестскому шоссе метров через триста — мост через Протву. Река под мостом резко сужается. Видимо, крестьяне помогали армии Кутузова переправляться где-то чуть ниже или выше по течению — ведь и дороги, сегодня ведущей к мосту, тогда еще не было. Заросшие пологие съезды к воде неподалеку устроены в конце октября 1941 года немцами: мост наши успели взорвать, и немцы соорудили переправу для техники, наступавшей на Москву. Переправой пользовались еще лет десять после войны, пока не восстановили мост.

Это место упоминается в мемуарах маршала Г. К. Жукова. Рано утром 8 октября 1941 года он остановил здесь свою машину, направляясь из Москвы на поиски штаба Резервного фронта под командованием С. М. Буденного. «Подъезжая к полустанку Оболенское, мы увидели двух связистов, тянувших кабель в Малоярославец со стороны моста через реку Протву. Я спросил:

— Куда тянете, товарищи, связь?

— Куда приказано, туда и тянем, — не обращая на нас внимания, ответил солдат громадного роста.

Пришлось назвать себя и сказать, что мы ищем штаб Резервного фронта».

Подтянувшись, солдат извинился и ответил, что штаб два часа назад разместился у полустанка Обнинское.

20 октября немцы были уже в Малоярославце и в Спас-Загорье. В «большом поповском доме» расположился немецкий штаб. По сей день там под водосточными трубами стоят бочки с надписью по-немецки: «Третий рейх».

И, наконец, завершая круг своего мысленного путешествия по Спас-Загорью и его окрестностям, расскажу о судьбе названий двух соседних железнодорожных полустанков — Оболенское и Обнинское. В 1899 году по землям помещиков Оболенского и Обнинского прошла Московско-Брянская, как ее называли, железная дорога. На максимальном ее приближении к Спас-Загорью был оборудован полустанок, еще при жизни князя получивший название Оболенское. В километре от усадьбы Обнинского Бугры тоже возник полустанок, но просто под номером. Только после смерти Обнинского в 1915 году после настойчивых хлопот его друзей полустанок назвали в честь покойного. Видно, деяния В. П. Обнинского, принимавшего активное участие в создании партии кадетов и организации масонских лож в России и написавшего глумливую книгу «Последний самодержец», не вызвали отторжения у новой власти — название полустанка (впоследствии — станции) после революции сохранили, а после войны именем Обнинского нарекли и построенный здесь город. Полустанка же Оболенское больше нет. Существовали, видимо, серьезные инженерные и экономические причины его ликвидации. Название унаследовало возникшее рядом селение, но не станция, появившаяся между Малоярославцем и Обнинском. Между тем, по мнению тех, кому ведать надлежит, большому селу, лежащему в трех километрах от исчезнувшего полустанка, очень подошло имя пусть и не уроженке здешних мест, но зато пламенной революционерки Александры Коллонтай…

mosjour.livejournal.com

Спас-Загорье — Википедия. Что такое Спас-Загорье

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Спас-Загорье — село в Малоярославецком районе Калужской области.
Административный центр Сельского поселения «Село Спас-Загорье».

География

Село Спас-Загорье расположено на излучине реки Протвы в 9,5 км от города Малоярославца и в 3 км от города Обнинска. Находится в непосредственной близости, между автодорог М3 «Украина» * E 101 и A130.

Население

Численность населения
2010[1]
208

История

Впервые упоминается в середине XV века как поселение в составе удельного Оболенского княжества.

В 1614 году в селе князем Б. М. Лыковым-Оболенским возведён Спасо-Преображенский храм. В строительстве храма также принимали участие Нарышкины, имение которых было по соседству с селом.

Дошедший до нашего времени храм в архитектурном отношении представляет собой яркий образец национального стиля русского зодчества конца XVII века, характерными чертами которого являются пятиглавие, завершение свода закомарами, обрамление куполов кокошниками. Верхний храм выстроен на подклете и имеет два яруса окон, обрамленных наличниками, состоящими из двух колонок, связанных сверху фигурной скобкой. Колокольня шатровая, причем грани её третьего яруса ориентированы по сторонам света.[2]

Во владении и управлении рода Оболенских село оставалось до 1919 года. По преданию, в 1721 году село посещал Пётр I.

В 1812 году в нём размещалась ставка М. И. Кутузова. Само село находилось в центре военных действий. Несмотря на наступающие холода, жители села разобрали свои дома на строительство переправы для русских войск.
В память об этом в 1962 г. в селе был установлен небольшой камень с надписью. С образованием губернии село входило в состав Спасской волости Малоярославецкого уезда.

В настоящее время Спас-Загорье слилось с д. Нарышкино и является центром сельского поселения[3][4][5][6]. В селе действует Спас-Загорская основная общеобразовательная школа.

Примечания

Ссылки

  • Славянская энциклопедия. Киевская Русь — Московия: в 2 т. / Автор-составитель В. В. Богуславский. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. — Т. 2. — 816 с. — 5000 экз. — ISBN 5-224-02249-5.
  • hrampg.ru — официальный сайт Храма Преображения Господня в с. Спас-загорье

wiki.sc

Спас-Загорье и Преображенская церковь / Интересные места


 


 


Белоснежный храм на высоком берегу реки Протвы —  самое красивое место вдоль дороги Москва-Калуга.  Это  церковь Спаса-Преображения  — все, что осталось от усадьбы Спас-Загорье.

  Фото


 Село расположено на излучине р. Протвы в 9,5 км от Малоярославца и в 3 км от Обнинска. Оно известно с середины XV в., когда входило в удельное Оболенское княжество. Во владении рода Оболенских село оставалось до 1919 г. По преданию, в 1721 г. село посещал Петр I , занимаясь строительством в округе железноделательных заводов.По  преданию, он посадил здесь дуб. Еще лет 15 назад на карте в 10 километрах от Спас-Загорья значилось село «Угодский железный завод» — сейчас оно входит в город Жуков, объединивший несколько населенных пунктов.


 


 В 1812 г. в селе размещалась ставка М.И. Кутузова. Само село находилось в центре военных действий. Несмотря на наступающие холода, жители села разобрали свои дома на строительство переправы для русских войск. В память об этом в 1962 г. в селе был установлен небольшой камень с надписью. С образованием губернии село входило в состав Спасской волости Малоярославецкого уезда. В настоящее время Спас-Загорье слилось с д. Нарышкино.

IВ ХVIII веке при князьях Долгоруких усадьба представляла собой «двор помещиков (…) против оного двора сад, огорожен забором вокруг. В том саде две избы, в которых садовники живут. Яблоней 1384 дерева, грушей 23, вишен 240, слив 73». Постепенно расширялись, перестраивались, украшались каменные княжеские палаты…


 


История усадьбы Оболенских  печальна и во многом типична для памятников русской усадебной культуры. Имение, правда, не ограбили и не сожгли местные крестьяне, как случалось во многих других местах, однако после революциивсе ценное отсюда вывезли по приказу «сверху», а старого князя выселили в баню, стоявшую на берегу Протвы. Позже в усадебных зданиях  разместили  «Спас-Загорский завод ПАИ» (пластмассово-анодированных изделий). Но даже в качестве производственных зданий постройки не уцелели. Зато на  территории стоит производственный цех размерами с авиационный ангар.


 


Преображенский храм.




 


 


 Каменный храм построен в 1614 г. князем Б.М. Лыковым-Оболенским, который восстановил Свято-Пафнутьев Боровский монастырь после разорения 1610 г. Его супруга княгиня Анастасия, в схиме Анисия, приходилась сестрой Патриарху Филарету и теткой царю Михаилу Федоровичу Романову. В строительстве храма также принимали участие князья Нарышкины, имение которых было по соседству с селом.


 




 


 


Сохранилось описание: «Село Спасское, а в нем церковь каменная во имя Преображения Господня, да придел каменный же во имя Покрова Пресвятыя Богородицы


В течение всего XVII в. храм достраивался, так что принял свой настоящий внешний вид к 1690 гг, когда были выстроены трапезная с колокольней.



 




  Здание храма двухэтажное. Верхний этаж – летняя Преображенская церковь , с северной стороны пристроен придел в честь Покрова Божией Матери, и в трапезной устроен алтарь в честь Воздвижения Креста Господня.  В подклете  зимний нижний храм с одним алтарем в честь Казанской иконы Божией Матери. Эта, возможно, наиболее древняя часть строения, освящена была в 1696 году.


 


 


В архитектурном отношении храм представляет собой яркий образец русского зодчества конца XVII в., характерными чертами которого являются пятиглавие, завершение свода закомарами, обрамление куполов кокошниками. Верхний храм выстроен на подклете и имеет два яруса окон, обрамленных наличниками, состоящими из двух колонок, связанных сверху фигурной скобкой. Колокольня шатровая, причем грани ее третьего яруса ориентированы по сторонам света.

 




Территория храма со стороны села обнесена железной оградой. В селе действовала земская школа.


С 1920 г. в нижнем храме богослужения не совершались — местный колхоз разместил в нем свои склады, а потом и столовую. В 1937 г. закрыт был и верхний храм. Священник Ласкин Николай Александрович арестован по обвинению в антисоветской агитации и расстрелян на Бутовском полигоне 3 декабря 1937г.


 


 После войны, в 1947 году Совет по делам Русской Православной Церкви зарегистрировал общину и передал ей здание храма.


 
 

 


 


 В 2003 г. в Государственную Третьяковскую галерею на реставрацию поступила икона «Богоматерь Казанская» с чудесами» с предварительной датировкой кон. XVII — нач. ХVIII в.


Икона является одной из святынь храма Преображения Господня в селе Спас-Загорье . Поздние наслоения, несколько слоев олифы и масляной краски были удалены. Появилась возможность прочесть немного потёртые надписи в клеймах. В шестнадцати клеймах, обрамляющих образ Богоматери, представлена история обретения чудотворной иконы, получившей имя «Казанской». В нижней части тринадцатого го клейма обнаружена подпись: «1793 года мца Августа писал сий образ города Серпухова купец живописец Яков Иванов Иконников, Строен на церковные деньги старанием ещенников Феодора Григорьева и Алексия  Иванова».  Икона не имеет аналогов и требует дальнейшей серьёзного изучения.


До наших дней полностью сохранилось внутреннее убранство храма: иконостас 1885 г., Царские Врата XVII в., на иконах ризы XIX в. В храме особо почитаются иконы: Божией Матери «Взыскание погибших», святителя Николая, «Казанская» и преподобного Серафима Саровского с частицей его мантии. В трапезной верхнего храма находится скульптура «Спаситель в темнице», начала XVII в.


 


Как доехать:


 


115 км от МКАД по  Киевскому шоссе,  от Обнинска 5 км в направлении на Малоярославец..


letobudet,
03 декабря 2010 в 22:34


Выделить в результатах поиска

Дополнительно

imesta.ru

Спас-Загорье — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Спас-Загорье — село в Малоярославецком районе Калужской области.
Административный центр Сельского поселения «Село Спас-Загорье».

География

Село Спас-Загорье расположено на излучине реки Протвы в 9,5 км от города Малоярославца и в 3 км от города Обнинска. Находится в непосредственной близости, между автодорог М3 «Украина» * E 101 и A130.

Видео по теме

Население

Численность населения
2010[1]
208

История

Впервые упоминается в середине XV века как поселение в составе удельного Оболенского княжества.

В 1614 году в селе князем Б. М. Лыковым-Оболенским возведён Спасо-Преображенский храм. В строительстве храма также принимали участие Нарышкины, имение которых было по соседству с селом.

Дошедший до нашего времени храм в архитектурном отношении представляет собой яркий образец национального стиля русского зодчества конца XVII века, характерными чертами которого являются пятиглавие, завершение свода закомарами, обрамление куполов кокошниками. Верхний храм выстроен на подклете и имеет два яруса окон, обрамленных наличниками, состоящими из двух колонок, связанных сверху фигурной скобкой. Колокольня шатровая, причем грани её третьего яруса ориентированы по сторонам света.[2]

Во владении и управлении рода Оболенских село оставалось до 1919 года. По преданию, в 1721 году село посещал Пётр I.

В 1812 году в нём размещалась ставка М. И. Кутузова. Само село находилось в центре военных действий. Несмотря на наступающие холода, жители села разобрали свои дома на строительство переправы для русских войск.
В память об этом в 1962 г. в селе был установлен небольшой камень с надписью. С образованием губернии село входило в состав Спасской волости Малоярославецкого уезда.

В настоящее время Спас-Загорье слилось с д. Нарышкино и является центром сельского поселения[3][4][5][6]. В селе действует Спас-Загорская основная общеобразовательная школа.

Примечания

Ссылки

  • Славянская энциклопедия. Киевская Русь — Московия: в 2 т. / Автор-составитель В. В. Богуславский. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. — Т. 2. — 816 с. — 5000 экз. — ISBN 5-224-02249-5.
  • hrampg.ru — официальный сайт Храма Преображения Господня в с. Спас-загорье

wiki2.red

Спас-Загорье

TR | UK | KK | BE | EN |
спас загорье санаторий, спас загорьевская
Спас-Загорье — село в Малоярославецком районе Калужской области. Административный центр Сельского поселения «Село Спас-Загорье».

Содержание

  • 1 География
  • 2 Население
  • 3 История
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки

География

Село Спас-Загорье расположено на излучине реки Протвы в 9,5 км от города Малоярославца и в 3 км от города Обнинска. Находится в непосредственной близости, между автодорог М3 «Украина» * E 101 и A130.

Население

Численность населения
2010
208

История

Впервые упоминается в середине XV века как поселение в составе удельного Оболенского княжества.

В 1614 году в селе князем Б. М. Лыковым-Оболенским возведён Спасо-Преображенский храм. В строительстве храма также принимали участие князья Нарышкины, имение которых было по соседству с селом.

Дошедший до нашего времени храм в архитектурном отношении представляет собой яркий образец национального стиля русского зодчества конца XVII века, характерными чертами которого являются пятиглавие, завершение свода закомарами, обрамление куполов кокошниками. Верхний храм выстроен на подклете и имеет два яруса окон, обрамленных наличниками, состоящими из двух колонок, связанных сверху фигурной скобкой. Колокольня шатровая, причем грани её третьего яруса ориентированы по сторонам света.

Во владении и управлении рода Оболенских село оставалось до 1919 года. По преданию, в 1721 году село посещал Пётр I.

В 1812 году в нём размещалась ставка М. И. Кутузова. Само село находилось в центре военных действий. Несмотря на наступающие холода, жители села разобрали свои дома на строительство переправы для русских войск. В память об этом в 1962 г. в селе был установлен небольшой камень с надписью. С образованием губернии село входило в состав Спасской волости Малоярославецкого уезда.

В настоящее время Спас-Загорье слилось с д. Нарышкино и является центром сельского поселения. В селе действует Спас-Загорская основная общеобразовательная школа.

Примечания

  1. Всероссийская перепись населения 2010 года. Численность и размещение населения Калужской области (том 1). Проверено 30 января 2014. Архивировано из первоисточника 30 января 2014.
  2. Преображенский М. Т. «Памятники древнерусского зодчества в пределах Калужской губернии : Опыт исслед. древ. зодчества по губ. акад. архитектуры М. Т. Преображенского». — Санкт-Петербург : Акад. художеств, 1891. — 119 с.
  3. Летопись Калужская от отдаленных времен до 1841 года. Составил В. В. Ханыков. Сообщил архимандрит Леонид. 1878.
  4. Список населённых мест Калужской губернии. 1914.
  5. Водарский Я. Е. Население России в конце XVII — начале XVIII века. Приложение 11. Схемы уездов России конца XVII — начала XVIII в. с указанием станов и волостей
  6. © Московский журнал. История государства Российского, 2008. № 2 (206) «Спас-Загорье»

Ссылки

  • Славянская энциклопедия. Киевская Русь — Московия: в 2 т. / Автор-составитель В. В. Богуславский. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. — Т. 2. — 816 с. — 5000 экз. — ISBN 5-224-02249-5.
  • hrampg.ru — официальный сайт Храма Преображения Господня в с. Спас-загорье

  Нормативный контроль

LCCN: n2007049793 · VIAF: 149147619
Населённые пункты Малоярославецкого района

Районный центр: Малоярославец
Абелей • Авдотьино • Адлеровка • Азарово • Алехново • Алешково • Алешково • Анисимово • Астреево • Афанасово • Афанасово • Бабаево • Бабичево • Барановка • Барденево • Башкировка • Башмаковка • Березенки • Березовка • Боболи • Бобровка • Богрово • Большие Луга • Большое Ноздрино • Бородухино • Бортники • Букрино • Бураково • Буревестник • Бутырки • Быково • Вараксино • Васисово • Величково • Верхние Горки • Верховское • Верховье • Верховье • Верховье • Веткино • Веткино • Вихляево • Воробьёво • Выглово • Головтеево • Голухино • Гончаровка • Госсортоучасток • Григорьевское • Гурьево • Дедцево • Детчино • Дмитриевское • Доброе • Дольское • Дорохино • Дубровка • Дубровка • Дуркино • Дурноклин • Дурово • Ерденево • Ерденево • Желудовка • Жилинка&

www.turkaramamotoru.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о