Кароси – Кароси — Википедия

Кароси — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Протест «Никаких больше кароси» в Токио (2018)

Кароси (яп. 過労死 каро:си) — японский термин, означающий смерть от переработки. Япония — одна из немногих стран, в которой собирается специальная статистика по кароси. Основные медицинские причины кароси — инсульт или инфаркт на фоне стресса.

Первый случай кароси был зафиксирован в 1969 году, когда умер от инфаркта 29-летний работник отдела доставки крупнейшей японской газетной компании[1]. Но он не считался таковым вплоть до 1980-х, когда во время японского финансового пузыря несколько руководителей бизнеса высокого ранга в полном расцвете сил и без признаков заболеваний внезапно умерли. Медиа объявили о возникновении нового феномена. Его быстро назвали «кароси» и в нём увидели новую и серьёзную угрозу для людей работоспособного возраста. В 1987 году с ростом давления общественности министерство труда Японии начало публиковать статистику по кароси[2]. Так, по официальным данным в 2001 году было зафиксировано рекордное число жертв кароси — 143[3]. Кароси стала причиной смерти премьер-министра Японии Кэйдзо Обути в 2000 году, который за 20 месяцев пребывания на своём посту имел всего три выходных дня и трудился не меньше, чем 12 часов в сутки

[4].

Рост японской экономики от упадка во время Второй мировой войны и до процветания в послевоенные декады рассматривается как один из пусковых механизмов явления, названного новой эпидемией. Стало очевидным, что рабочие не могут работать по 12 и больше часов, 6 или 7 дней в неделю год за годом без моральных и физических последствий. Часто это не оплачивается.

В некоторых случаях было доказано, что фирмы знали о плохом здоровье сотрудников.

В то же время в Японии увеличивается количество судебных процессов в связи со смертью от переработки, когда родственники умершего требуют выплаты компенсации. Но так как для назначения компенсации требуется доказать, что смерть была связана с работой, многие годы может занять детальное изучение всех связанных со смертью обстоятельств. В связи с этим, многие отказываются от требований выплат.

Ситуация со сверхурочной работой сильно влияет на семью. Более 80 % японских женщин хотят, чтобы их мужья проводили больше времени с детьми, в то время как молодые мужчины часто приходят домой не раньше 11 часов ночи. Даже если они приходят домой раньше, их маленькие дети уже всё равно спят. 1 из 5 японцев-мужчин в возрасте от 30 до 50 лет работают больше 60 часов в неделю, не включая неучтённое время и рабочее общение. В среднем, на общение с семьёй у них остаётся не больше 30 минут в день.

Японские суды отмечают ущерб для родственников в тех случаях, когда стресс или депрессия от переработки приводит к суициду. В таком случае иски о компенсации отклоняются Департаментом инспекции стандартов труда. Добровольные неоплачиваемые переработки относятся к главным причинам, вызывающим кароси.

С тех пор как в Японии получил распространение уникальный обычай «одновременного набора новых выпускников

ruen» (яп. 新卒一括採用 синсоцу иккацу сайё:), сложно найти новую постоянную работу, если человека уволили в среднем возрасте. Так что работники не могут отказаться от сверхурочной неоплачиваемой работы.

Правительство Японии начало признавать степень ответственности компаний в связи с переработкой их служащих и назначать компенсации в судебном порядке.

Одной из мер, которые могут заставить корпорации следить за здоровьем сотрудников, является выплата компенсаций. 29 апреля 2008 года одна из японских компаний была обязана выплатить 200 миллионов йен (~$2 млн.) сотруднику, находившемуся в коме в связи с кароси. Одна из наиболее известных своими переработками компания Тойота теперь ввела предел переработки в размере 360 часов в год и ввела в некоторых офисах рассылку, которая каждый час после 19 часов напоминает о том, что пора домой

[2]. Nissan Motor предлагает своим офисным сотрудникам возможность удалённой работы для возможности позаботиться о детях и престарелых родителях. Многие компании вводят дни без переработок, когда все сотрудники обязаны покинуть офис в 17:30, но так как рабочая нагрузка слишком большая, некоторые используют эти дни, чтобы поработать в одиночестве в тёмном офисе или берут работу на дом.

ru.wikipedia.org

Кароси: как бороться со смертью от переутомления?

В связи с получившей широкую огласку смертью молодой работницы компании «Дэнцу» Министерство здравоохранения, труда и благосостояния Японии в декабре 2016 г. выпустило сборник рекомендаций по экстренным мерам для предотвращения

кароси, смертей от переутомления. Автор рассказывает, почему японцы умирают от переутомления, и рассматривает пути решения этой проблемы.

Что такое кароси?

Кароси – это смерть, вызванная заболеваниями, возникающими из-за чрезмерного труда и стресса. Заболевания могут быть разные – человек может внезапно скончаться от кровоизлияния в мозг или болезни сердца, или у него возникает сильный приступ астмы, от которого он умирает, или же развивается депрессия, и он совершает самоубийство. Слово кароси начали использовать медики во второй половине 70-х годов, а во второй половине 80-х, около тридцати лет назад, оно стало широко употребляться в японском обществе. Количество смертей, официально признанных Министерством здравоохранения, труда и благосостояния Японии смертями от чрезмерной работы (кароси), составляет около 200 в год, но эта цифра – лишь верхняя часть айсберга, а помимо этого, есть немало людей, которые сохранили жизнь, но вынуждены влачить нелёгкое существование в качестве пациентов с тяжёлыми болезнями.

История кароси

История кароси началась ещё до Второй мировой войны. В 1910-е и 1920-е годы работницы шелкопрядильной фабрики, расположенной неподалёку от озера Сува, одна за другой топились в озере, сбегая от непосильной работы. Их заставляли работать по 12-14 часов в день, и от непомерного утомления они сводили счёты с жизнью. Сохранилась газетная статья, согласно которой за шесть месяцев в 1927 году утопилось 47 работниц. Видя такую трагическую ситуацию, тогдашние образованные люди организовали волонтёрскую группу по противодействию суицидам «Материнский дом» (Хаха-но иэ), устанавливали возле озера таблички, делали обходы, чтобы удержать людей от самоубийства.

После поражения во Второй мировой войне была опубликована новая Конституция Японии и на её основании разработан закон о трудовых стандартах, который устанавливал восьмичасовую продолжительность рабочего дня. Однако этот принцип в действительности практически нигде не прижился. В результате в послевоенной Японии сложилась система менеджмента, основанного на долгом рабочем дне, с её помощью удалось добиться быстрого экономического роста, и Япония стала одной из самых экономически развитых стран мира.

Есть два способа сделать рабочий день долгим.

Первый – это незаконный способ неоплачиваемой сверхурочной работы. В этом случае неважно, сколько человек работает – сверхурочные часы не регистрируются, и если он работает 12 часов, то формально всё равно считается, что у него восьмичасовой рабочий день.

Второй способ основывается на договоре между работниками и руководством и называется в обиходе сабуроку, от

сан и року, 3 и 6, поскольку договор о сверхурочных работах более восьми часов в день заключают на основании статьи 36 Закона о трудовых стандартах, что позволяет легально удлинить рабочий день, и при нынешнем законодательстве такой договор позволяет продлять рабочее время практически без ограничений.

Практика удлинения рабочего времени этими способами до 100 часов в месяц и более прижилась на производстве.

Пройдя период быстрого экономического роста, Япония стала в 80-е годы одной из самых экономически развитых стран, а японское управление вызывало восхищение в мире. Однако во второй половине 80-х годов, во время экономики «мыльного пузыря», проявилась другая сторона «экономического величия» Японии – люди один за другим умирали – в частности, от инсульта и инфаркта. Тогда в 1988 году адвокаты, врачи и другие специалисты объединили силы и организовали для граждан консультационную службу «Номер 110 для

кароси» (Кароси хякуто бан), и на них хлынул поток обращавшихся за советом родственников умерших.

В 1990-е годы экономика «мыльного пузыря» лопнула, и начался затяжной период стагнации. В это нелёгкое для экономики время для компаний наступили тяжёлые времена, и целью стало уже не развитие, а выживание. Кадровая политика компаний стала жёстче, и стресс от неуверенности в том, удастся ли сохранить работу, стал обычным делом. Сверхурочно продолжали работать уже для выживания компаний, переутомление и стресс приводили к депрессиям всё большего количества работников, и количество самоубийств резко увеличилось.

У кароси с 1990-х годов есть четыре особенности: рост количества самоубийств; среди причин самоубийств, помимо долгого рабочего времени, чаще встречаются издевательства со стороны начальства; увеличение количества смертей молодых людей в возрасте от 20 до 40лет; распространение

кароси среди работающих женщин.

Случай смерти Такахаси Мацури, работавшей в компании «Дэнцу» и в декабре 2015 года покончившей с собой, получил широчайшую огласку, и в сентябре 2016 года Министерством здравоохранения, труда и благосостояния был признан несчастным случаем на производстве. Он является наглядным примером всех четырёх особенностей – возможно, отчасти и поэтому её смерть стала таким потрясением для японского общества.

Социальный контекст кароси

Для понимания социального контекста кароси следует учесть следующие три фактора.

Во-первых, после реставрации Мэйдзи (1868), чтобы не впасть в зависимость от западных стран, под лозунгами создания богатой страны и сильной армии, увеличения производства и развития промышленности японцы работали по много часов и осуществили промышленную революцию. После Второй мировой войны, оправившись от шока поражения, они стремились экономически догнать и перегнать западные страны, встроили длинный рабочий день в систему менеджмента и добились экономического роста. Таким образом, долгий рабочий день стал привычным за эти 150 лет, которые прошли после реставрации Мэйдзи. Поэтому изменение этой японской системы долгого рабочего дня станет реформой, которая войдёт в историю и потребует немалого мужества и решимости как от менеджеров, так и от политиков.

Во-вторых, в Японии даже при новой послевоенной Конституции представление о правах человека не смогло закрепиться на производстве. Есть популярная фраза – «Конституции дальше ворот компании хода нет». Идеи Конституции не проникли в эти специфически японские сообщества, каковыми здесь являются компании, где прибыль фирмы – важнее всего, а права отдельного человека уважать не привыкли. Влияние профсоюзов и количественно, и качественно не способно добиться улучшения условий труда.

В-третьих, Япония и в мировых масштабах очень «удобная» страна, предоставляющая потребителям и партнёрам обширный сервис, но достигается это за счёт долгих рабочих часов работников сферы услуг. Например, есть множество предприятий общественного питания и розничной торговли, работающих 24 часа в сутки, и для их работы необходим нелёгкий труд работников даже глубокой ночью. Курьерская почта доставляет отправления с утра до позднего вечера, но для этого водители должны работать сверхурочно. В действительности многие работники таких ресторанов, магазинов и почтовых компаний умирают от переутомления. Настало время позаботиться не столько о своём «удобстве», сколько о жизни и здоровье работников.

Как бороться с кароси?

Благодаря развитию гражданского движения, в котором активную роль играют члены семей погибших, в июне 2014 года парламент принял Закон о разработке мер по предотвращению смерти от переутомления. Против не голосовал никто. В этом законе предотвращение

кароси определяется как «обязанность государства».

Кроме того, в октябре 2016 года правительство впервые подготовило «Белую книгу кароси».

Для того чтобы отменить долгий рабочий день и искоренить кароси, нужно, вероятно, опираться на следующие три направления.

Во-первых, японским менеджерам нужно избавиться от «мифа долгого рабочего дня», который сложился исторически, внимательно изучить опыт Германии, Франции, Швеции и других стран и набраться решимости сделать крутой поворот в сторону повышения производительности при более коротком рабочем дне.

Во-вторых, правительство Японии должно играть активную роль в решении проблемы, принимать законы, последовательно контролировать бизнес, то есть использовать политическую власть для того, чтобы отказаться от долгого рабочего дня.

В-третьих, важно также, чтобы сами граждане уважали человеческие права работников и высказывали своё мнение и необходимую критику в адрес менеджеров и правительства. Кроме того, гражданам стоит задуматься о том, не создают ли они сами условия, усложняющие труд работников, требуя чрезмерного удобства.

Чтобы предотвращать смерти от переутомления, важно, чтобы каждый гражданин осознал это как проблему, которая относится к нему самому, и широко обсуждать эту проблему, исходя из вышеизложенных факторов.

Фотография к заголовку: Мать сотрудницы компании «Дэнцу» Такахаси Мацури, совершившей самоубийство, и представляющий её интересы адвокат (автор статьи) в Министерстве здравоохранения, труда и благосостояния 20 января 2017 г. (© Jiji)

(Статья на японском языке опубликована 7 апреля 2017 г.)

www.nippon.com

Википедия — свободная энциклопедия

Избранная статья

Первое сражение при реке Булл-Ран (англ. First Battle of Bull Run), также Первое сражение при Манассасе) — первое крупное сухопутное сражение Гражданской войны в США. Состоялось 21 июля 1861 года возле Манассаса (штат Виргиния). Федеральная армия под командованием генерала Ирвина Макдауэлла атаковала армию Конфедерации под командованием генералов Джонстона и Борегара, но была остановлена, а затем обращена в бегство. Федеральная армия ставила своей целью захват важного транспортного узла — Манассаса, а армия Борегара заняла оборону на рубеже небольшой реки Булл-Ран. 21 июля Макдауэлл отправил три дивизии в обход левого фланга противника; им удалось атаковать и отбросить несколько бригад конфедератов. Через несколько часов Макдауэлл отправил вперёд две артиллерийские батареи и несколько пехотных полков, но южане встретили их на холме Генри и отбили все атаки. Федеральная армия потеряла в этих боях 11 орудий, и, надеясь их отбить, командование посылало в бой полк за полком, пока не были израсходованы все резервы. Между тем на поле боя подошли свежие бригады армии Юга и заставили отступить последний резерв северян — бригаду Ховарда. Отступление Ховарда инициировало общий отход всей федеральной армии, который превратился в беспорядочное бегство. Южане смогли выделить для преследования всего несколько полков, поэтому им не удалось нанести противнику существенного урона.

Хорошая статья

«Хлеб» (укр. «Хліб») — одна из наиболее известных картин украинской советской художницы Татьяны Яблонской, созданная в 1949 году, за которую ей в 1950 году была присуждена Сталинская премия II степени. Картина также была награждена бронзовой медалью Всемирной выставки 1958 года в Брюсселе, она экспонировалась на многих крупных международных выставках.

В работе над полотном художница использовала наброски, сделанные летом 1948 года в одном из наиболее благополучных колхозов Советской Украины — колхозе имени В. И. Ленина Чемеровецкого района Каменец-Подольской области, в котором в то время было одиннадцать Героев Социалистического Труда. Яблонская была восхищена масштабами сельскохозяйственных работ и людьми, которые там трудились. Советские искусствоведы отмечали, что Яблонская изобразила на своей картине «новых людей», которые могут существовать только в социалистическом государстве. Это настоящие хозяева своей жизни, которые по-новому воспринимают свою жизнь и деятельность. Произведение было задумано и создано художницей как «обобщённый образ радостной, свободной творческой работы». По мнению французского искусствоведа Марка Дюпети, эта картина стала для своего времени программным произведением и образцом украинской реалистической живописи XX столетия.

Изображение дня

Рассвет в деревне Бёрнсте в окрестностях Дюльмена, Северный Рейн-Вестфалия

ru.wikipedia.green

Кароси (кароши) — внезапная смерть на рабочем месте


Каро́си (яп. 過労死 каро:си) — внезапная смерть на рабочем месте, вызванная усталостью и переутомлением. В русском языке этому слову соответствует устойчивое выражение «сгорел на работе».

Впервые случай внезапной смерти от переутомления был зафиксирован в 1969 году у 29-летнего сотрудника японской газетной компании.

В 1980-х годах, когда от переутомления во время работы скончались несколько высокопоставленных японских чиновников, СМИ стали регулярно сообщать о подобных случаях, а с 1987 года Министерство труда Японии стало вести статистику смертей-кароси.

Кароси стал причиной смерти премьер-министра Японии Кэйдзо Обути в 2000 году, который за 20 месяцев пребывания на своём посту имел всего три выходных дня и трудился не меньше, чем 12 часов в сутки.

Смерть на работе по-японски

Летом на японском заводе компании Toyota сердце конструктора, работавшего над новой версией автомобиля Camry, не выдержало напряжения и остановилось. Позже журналистам стало известно, что бедолага работал не только по выходным, но и по ночам. Кроме того, он часто летал в самолётах, сменяя часовые пояса. Комитет по труду Японии вывел заключение: страховая компания должна выплатить родственникам погибшего компенсацию. Власти также пообещали следить за тем, чтобы здоровье сотрудников, работающих на крупные корпорации Японии, не ухудшалось.

Кеничи Ючино упал прямо на рабочем месте после того, как в течение полугода ежемесячно перерабатывал 80 часов, а в последний месяц и вовсе отработал сверхурочно 114 часов. Получается, что в день он работал по 13 часов! К слову, это далеко не первый подобный случай для Toyota: в 2007 году компания проиграла суд вдове одного из сотрудников, сердце которого тоже остановилось. Женщине удалось доказать, что её муж ежедневно задерживался на работе более чем на четыре часа и именно это привело к его гибели. Нельзя сказать, чтобы компанию это обстоятельство радовало: она пообещала увеличить выплаты сотрудникам за все сверхурочные часы, проведённые на работе.

Надо сказать, Toyota — далеко не единственная восточная компания, страдающая от имиджа «корпорации трудоголиков»: японцы, корейцы, китайцы работают до потери пульса в буквальном смысле этого слова, и это вряд ли можно назвать сенсацией. Toyota — образцовая японская компания. Считается, что секрет её успеха — философия бережливого производства Toyota Production System. Она подразумевает постоянную борьбу за качество — как продукции компании в целом, так и каждого отдельного её сотрудника. «Всё, что может быть улучшено, должно быть улучшено. Улучшено же может быть практически всё» — гласит слоган компании. Его сформулировал Сакичи Тойода, считавший также, что успех любого предприятия лишь на 5% зависит от таланта людей и на 95% — от их усердия.

Сам Тойода во время финансового кризиса ушёл из компании в 1950 году и через два года умер от кровоизлияния в мозг. Трудоголизм явно не пошёл ему на пользу. Ещё одна инновация, появившаяся сперва на заводах «Тойоты», а затем получившая распространение во многих восточных компаниях, — кайзен. Под этим словом понимают ежедневные заседания японских рабочих по вечерам, в рамках которых они обсуждают, как сделать свою работу ещё более эффективной. В результате для рядового японца сидеть на работе в 11 вечера — не аврал, а просто рядовое совещание. Результаты налицо: в 1989 году концерн General Motors выпускал 5,5 млн автомобилей силами 775 тыс. работников, а Toyota — 3,3 млн машин силами чуть более 90 тыс. человек. В соотношении объёма выпуска и численности персонала Toyota нет равных: она выпускает 36,3 автомобиля на одного работника, Honda — 22,5, Nissan — 19,5, PSA Peugeot Citroen — 14,6, Ford — 11,1… А у американской General Motors — всего 7,1.

Однако какой ценой достигаются такие показатели? По данным трудового комитета Японии, ежегодно от переутомления в этой стране гибнет 10 тыс. человек. В Китае официальных данных нет, но число аналогичных жертв тоже растёт вместе с кризисными явлениями в экономике в геометрической прогрессии. У этого явления даже есть название — Кароши. Первый такой трагический случай произошёл в конце 80-х годов ХХ века в городе Кароши. Сотрудник одной из японских фирм лежал лицом вниз на своей клавиатуре, когда его с утра обнаружили коллеги по работе. Как выяснилось позже, погибший работал свыше 12 часов после окончания рабочего дня. Сейчас учёные оперируют даже таким термином как синдром Кароши, что означает работу на износ, которая приводит к преждевременной смерти.

В начале 21 века японские компании переживают худший кризис в своей истории со времён 50-х годов 20 века, когда страна начинала восстанавливать экономику после разрушений Второй мировой войны. Многих увольняют. А тем, которые остаются на работе, приходится работать ещё более усердно. Кроме того, они и становятся более нервными. Осенью 2008 года японец, работавший менеджером по продажам в компании, продающей жевательную резинку, выбросился из окна небоскрёба только из-за того, что её продажи упали на 1%.

Большие японские корпорации заранее определяются с тем, кто из учеников старших классов школы будет у них работать. Получается, что, как только японцы начинают получать высшее образование, они уже знают, где будут работать. Причём выбор работы в большинстве случаев происходит на всю жизнь: «перебежчиков» в Стране восходящего солнца не ценят. Отсюда, очевидно, и возникает патриотичность по отношению к компании: каждое утро сотрудники всех крупных японских компаний, от уборщиков до руководства высшего звена, все вместе собираются для того, чтобы пропеть гимн компании! Иногда японцы так долго засиживаются на работе, что уже не считают нужным возвращаться через весь город домой, чтобы поспать. В этом случае для них предусмотрены специальные «мини-отели», расположенные возле офисов больших корпораций, где за умеренную плату любой трудоголик может переночевать и покушать. Естественно, что такой ритм жизни позволяет далеко не всем офисным работникам Японии становиться счастливыми отцами семейств. Но предприимчивые японцы и тут нашли выход: в Токио набирает популярность услуга «семья напрокат». Заказавший её менеджер возвращается в холостяцкую квартиру после работы, а там… приготовленный ужин, улыбающаяся жена и прыгающие на грудь весёлые детишки, которые называют его папой! Услуга стоит недёшево: больше 1000 долларов за один «семейный» вечер, однако японцы могут себе это позволить: по данным трудового комитета страны, они зарабатывают в месяц в среднем 10—12 тыс. долларов.

Кстати, знаете, кто придумал лапшу быстрого приготовления, благодаря которой офисный работник может поесть горячего, не покидая рабочее место? Японцы! Дешёвая сухая лапша, для приготовления которой необходимо лишь залить её водой, была придумана японцем Момофуку Андо, основавшим компанию Nissin Food Products Co и организовавшим первое в мире производство лапши Chikin Ramen (со вкусом курицы). Произошло это в 1958 году. В 1971 году эта лапша стала продаваться в пенопластовых кружках — таким образом, офисному работнику можно обходиться без посуды. В год в мире продаётся свыше 65 млрд порций этой лапши. Если бы её ел каждый житель Земли, то на него приходилось бы 10 порций в год. В опросе общественного мнения в Японии, проведённом в 2000 году, лапшу быстрого приготовления назвали главным японским изобретением XX века. Караоке поставили на второе место, а компакт-диск — лишь на пятое. © Константин Шиян, chaskor.ru

Похожие записи на сайте miuki.info:

miuki.info

Какой вы трудоголик, или К кому придёт кароси

В апреле 2000 года у японского премьер-министра Кэйдзо Обути случился инсульт на рабочем месте. Кароси — это слово, пожалуй, мелькнуло в голове каждого жителя страны. Кароси — смерть от переутомления, и это явление хорошо знакомо японцам. Обути за 20 месяцев работы брал всего 3 выходных и работал по 12–16 часов в сутки. Если ваш график похож на этот, то вы в беде. Вероятно, вы трудоголик, и это серьёзно.

Учёные из Массачусетского университета, изучив свыше 100 тысяч личных дел служащих, установили: люди, постоянно перерабатывающие, на 61% чаще болеют или получают разного рода травмы. Работа в течение 12 и более часов в день увеличивает риск заболеваний на треть, а 60-часовая рабочая неделя — на 23%.

Трудоголизм деформирует личность: нарастает эмоциональная опустошённость. Нарушается способность к сопереживанию, сочувствию. Для зависимого трудоголика характерна неспособность к близким отношениям, неспособность играть и развлекаться, расслабляться и просто жить спокойной жизнью. Другими словами, он не может радоваться. Его способности к радости, творчеству, лёгкому спонтанному самовыражению блокированы собственным напряжённым состоянием.

Дома мысли трудоголика постоянно сосредоточены на работе. Сразу переключиться на отдых у него не получается, ему нужна своеобразная декомпрессия, как у водолазов. Поэтому вечер пятницы и полдня субботы он уже не на работе, но ещё и не совсем дома. Семейные отношения, семья в целом воспринимаются зависимым трудоголиком как помехи, разговоры с близкими кажутся ему скучными. Он сторонится обсуждения важных семейных проблем, не участвует в воспитании детей, не даёт им эмоционального тепла.

В быту трудоголик мрачен, неуступчив, раним и панически избегает состояния «ничегонеделания». Трудоголики на 40% чаще разводятся, у трудоголиков фиксируют проблемы с сексом. Работая в круглосуточном режиме, они даже дома не выключают сотовые телефоны. «Четверо в постели: ты, твой партнёр и два смартфона» — шутка как раз про них.

Если вы узнали себя, добавим, что трудоголизм не есть трудолюбие.

Трудоголизм — разрушающая болезнь. Это не следствие рабочего азарта, а тревожный звонок о том, что что-то идёт не так.

Болезнью трудоголизм впервые назвал психоаналитик Шандор Ференци (Sándor Ferenczi) в 1919 году. Именно от этого недуга он лечил своих пациентов, которые заболевали под конец рабочей недели, а потом резко выздоравливали в понедельник утром. Он-то и описал трудоголизм как болезнь, которую сегодня диагностируют у 5% всех работников на свете.

Психологи выделяют четыре стадии развития трудоголизма:

1. Первая, начальная, обычно проходит незаметно и начинается с того, что человек задерживается на работе, думает о ней на досуге, личная жизнь отходит на второй план.

2. Вторая стадия — критическая, когда работа становится страстью. Личная жизнь полностью подчиняется работе, а больной находит этому множество оправданий. Появляется хроническая усталость, нарушается сон.

3. Следующая стадия — хроническая. Трудоголик добровольно берёт на себя всё больше и больше обязанностей, становится перфекционистом — человеком, постоянно стремящимся к совершенству, но успеть всё у него не получается.

4. Во время четвёртой, последней стадии человек становится больным и физически, и психологически. Работоспособность снижается, человек практически сломлен.

Психолог Ольга Веснина предложила следующую классификацию трудоголиков:

  • Трудоголик для других очень много работает и очень этим доволен. Считает, что работает ради семьи (которая обычно не разделяет этого мнения), свою болезнь не признаёт. Помочь такому трудоголику невозможно — всё равно что лечить наркомана, который не хочет лечиться.
  • Трудоголик для себя очень много работает, но испытывает по этому поводу противоречивые чувства (знает, что работает чрезмерно много и что это плохо). Осознаёт, что от его работы могут страдать близкие люди. Он не безнадёжен.
  • Успешный трудоголик благодаря своей работе добивается больших профессиональных и карьерных успехов. Семью он практически не видит, правда, благодаря успешной карьере может обеспечивать своим близким безбедную жизнь.
  • Трудоголик-неудачник занимается бесполезной деятельностью, имитирует работу, заполняя пустоту в своей жизни. Зарабатывает мало, чувствует всю бесперспективность своего существования, зарываясь при этом в работу всё больше и больше.
  • Скрытый трудоголик на людях сетует, как он не любит работать, а на самом деле все свои силы и любовь отдаёт работе. Он осознаёт, что его трудоголизм — болезнь, и поэтому скрывает своё заболевание, постоянно рассказывая, как ему надоело работать. При этом без работы он и дня прожить не может.

Однако не каждый человек, который много работает, считается трудоголиком. Например, существует понятие «ложного трудоголизма», при котором человек просто прикрывается работой и желает, чтобы его считали трудоголиком. При этом он накапливает дела до последнего, а потом работает в авральном режиме. Эти люди не зависимы от работы, они часто жалуются, что ничего не успевают, но казаться трудоголиками им просто удобно.

Если у человека 12-часовой рабочий день — это ещё не значит, что он трудоголик. Трудоголизм — это психологическая зависимость, и существует ряд признаков, по которым её можно выявить.

  • После дня работы практически невозможно переключиться на другую деятельность. Отдых теряет свой смысл, не даёт радости и разрядки.
  • Только работая или думая о работе человек чувствует себя энергичным, уверенным и самодостаточным.
  • Возникает стойкая уверенность, что настоящее удовлетворение можно испытать только на работе, всё остальное — суррогат.
  • Если вдруг человек на какое-то время оказывается не загруженным работой, то начинает чувствовать раздражение, ничем не мотивированное недовольство собой и окружающими.
  • О человеке говорят (и не только близкие), что в общении он молчалив и мрачен, неуступчив, агрессивен. Но всё это исчезает, стоит ему оказаться на работе — перед вами совершенно другой человек.
  • При близости окончания какого-либо дела человек испытывает тревогу, страх, растерянность.
  • Чтобы спастись от этого, он сразу же начинает планировать следующие рабочие задачи.
  • Всё, что происходит вне работы, для человека — безделье, лень, баловство.
  • Журналы, телевизионные программы, шоу развлекательного характера вызывают у человека лишь раздражение.
  • Всё чаще отсутствуют сексуальные желания, но человек объясняет это тем, что «сегодня устал, но вот завтра…».
  • В лексиконе часто встречаются слова и выражения «всё», «всегда», «я должен», «я могу», а рассказывая о работе, человек употребляет местоимение «мы», а не «я».
  • У человека входит в привычку ставить перед собой явно неразрешимые задачи и недостижимые цели.
  • Все проблемы и неудачи на работе человек начинает воспринимать как личные.
  • Из-за перегрузок на работе постепенно ухудшаются отношения в семье.

При этом трудоголиков любит начальство. Действительно, разрушая себя, они достигают высот и становятся активом компании. Трудоголики хороши в определённых ситуациях: начало или завершение проектов, сезонное увеличение объёма работ, необходимость подготовиться к какой-либо проверке.

Нередко руководители поощряют культуру «высокого износа» в компании. Их стоит огорчить: такая позиция ведёт за собой экономические потери, а вовсе не процветание бизнеса. Хронически уставший сотрудник не способен к инновациям, полной отдаче в работе и эмпатии. Трудоголики, измученные своей погоней за работой, часто допускают дорогостоящие для организации ошибки и конфликтуют с коллегами. Да и болеют с незавидной регулярностью, а это влечёт за собой оплату больничных листов. Кроме того, работоголики своими подвигами позволяют существовать в организации «люмпен-кадрам», не повышающим производительность труда, но исправно получающим заработную плату. И работоголиков, и «люмпенов» трудно мотивировать, так как нормальная трудовая мотивация здесь уже не работает, а значит, сотрудники становятся плохо управляемыми.

lifehacker.ru

Кароси — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Протест «Никаких больше кароси» в Токио (2018)

Кароси (яп. 過労死 каро:си, «смерть от переработки») — профессиональная внезапная смерть. Япония — одна из немногих стран, в которой собирается специальная статистика по кароси. Основные медицинские причины кароси — инсульт или инфаркт на фоне стресса.

Первый случай кароси был зафиксирован в 1969 году, когда умер от инфаркта 29-летний работник отдела доставки крупнейшей японской газетной компании[1]. Но он не считался таковым вплоть до 1980-х, когда во время японского финансового пузыря несколько руководителей бизнеса высокого ранга в полном расцвете сил и без признаков заболеваний внезапно умерли. Медиа объявили о возникновении нового феномена. Его быстро назвали «кароси» и в нём увидели новую и серьёзную угрозу для людей работоспособного возраста. В 1987 году с ростом давления общественности министерство труда Японии начало публиковать статистику по кароси[2]. Так, по официальным данным в 2001 году было зафиксировано рекордное число жертв кароси — 143[3]. Кароси стала причиной смерти премьер-министра Японии Кэйдзо Обути в 2000 году, который за 20 месяцев пребывания на своём посту имел всего три выходных дня и трудился не меньше, чем 12 часов в сутки[4].

Рост японской экономики от упадка во время Второй мировой войны и до процветания в послевоенные декады рассматривается как один из пусковых механизмов явления, названного новой эпидемией. Стало очевидным, что рабочие не могут работать по 12 и больше часов, 6 или 7 дней в неделю год за годом без моральных и физических последствий. Часто это не оплачивается.

Влияние на общество

В некоторых случаях было доказано, что фирмы знали о плохом здоровье сотрудников.

В то же время в Японии увеличивается количество судебных процессов в связи со смертью от переработки, когда родственники умершего требуют выплаты компенсации. Но так как для назначения компенсации требуется доказать, что смерть была связана с работой, многие годы может занять детальное изучение всех связанных со смертью обстоятельств. В связи с этим, многие отказываются от требований выплат.

Ситуация со сверхурочной работой сильно влияет на семью. Более 80 % японских женщин хотят, чтобы их мужья проводили больше времени с детьми, в то время как молодые мужчины часто приходят домой не раньше 11 часов ночи. Даже если они приходят домой раньше, их маленькие дети уже всё равно спят. 1 из 5 японцев-мужчин в возрасте от 30 до 50 лет работают больше 60 часов в неделю, не включая неучтённое время и рабочее общение. В среднем, на общение с семьёй у них остаётся не больше 30 минут в день.

Реакция правительства

Японские суды отмечают ущерб для родственников в тех случаях, когда стресс или депрессия от переработки приводит к суициду. В таком случае иски о компенсации отклоняются Департаментом инспекции стандартов труда. Добровольные неоплачиваемые переработки относятся к главным причинам, вызывающим кароси.

С тех пор как в Японии получил распространение уникальный обычай «одновременного набора новых выпускниковruen» (яп. 新卒一括採用 синсоцу иккацу сайё:), сложно найти новую постоянную работу, если человека уволили в среднем возрасте. Так что работники не могут отказаться от сверхурочной неоплачиваемой работы.

Правительство Японии начало признавать степень ответственности компаний в связи с переработкой их служащих и назначать компенсации в судебном порядке.

Ответственность корпораций

Одной из мер, которые могут заставить корпорации следить за здоровьем сотрудников, является выплата компенсаций. 29 апреля 2008 года одна из японских компаний была обязана выплатить 200 миллионов йен (~$2 млн.) сотруднику, находившемуся в коме в связи с кароси. Одна из наиболее известных своими переработками компания Тойота теперь ввела предел переработки в размере 360 часов в год и ввела в некоторых офисах рассылку, которая каждый час после 19 часов напоминает о том, что пора домой[2]. Nissan Motor предлагает своим офисным сотрудникам возможность удалённой работы для возможности позаботиться о детях и престарелых родителях. Многие компании вводят дни без переработок, когда все сотрудники обязаны покинуть офис в 17:30, но так как рабочая нагрузка слишком большая, некоторые используют эти дни, чтобы поработать в одиночестве в тёмном офисе или берут работу на дом.

Большая проблема состоит в том, что сверхурочная работа часто не учитывается. С введением ограничений на часы переработки многие рабочие не указывают их, боясь нарушения распорядка. Часто работники рационализируют это для себя необходимостью сверхурочной работы, недостатком своих профессиональных навыков, плохим знакомством с работой, плохой работоспособностью для того, чтобы окончить работу в более короткий промежуток времени. В целом переработка воспринимается как естественная часть работы и поэтому так редки протесты против неё. Работники также боятся реакции коллег, начальства и даже семьи и друзей. Из-за давления общественного мнения официальная статистика японских компаний о сверхурочной работе занижена. Вполне обычна ситуация в Японии, когда сотрудники вынуждены работать до 2-3 часов утра, а потом прийти на работу в офис ровно в 9. В некоторых случаях переработка может составлять до 300 часов в месяц. Эта статистика в любом случае неофициальная, так как работники будут отрицать подобные заявления для правительства или прессы[источник не указан 1464 дня].

См. также

Примечания

Ссылки

wikipedia.green

Кароси — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Протест «Никаких больше кароси» в Токио (2018)

Кароси (яп. 過労死 каро:си, «смерть от переработки») — профессиональная внезапная смерть. Япония — одна из немногих стран, в которой собирается специальная статистика по кароси. Основные медицинские причины кароси — инсульт или инфаркт на фоне стресса.

Первый случай кароси был зафиксирован в 1969 году, когда умер от инфаркта 29-летний работник отдела доставки крупнейшей японской газетной компании[1]. Но он не считался таковым вплоть до 1980-х, когда во время японского финансового пузыря несколько руководителей бизнеса высокого ранга в полном расцвете сил и без признаков заболеваний внезапно умерли. Медиа объявили о возникновении нового феномена. Его быстро назвали «кароси» и в нём увидели новую и серьёзную угрозу для людей работоспособного возраста. В 1987 году с ростом давления общественности министерство труда Японии начало публиковать статистику по кароси[2]. Так, по официальным данным в 2001 году было зафиксировано рекордное число жертв кароси — 143[3]. Кароси стала причиной смерти премьер-министра Японии Кэйдзо Обути в 2000 году, который за 20 месяцев пребывания на своём посту имел всего три выходных дня и трудился не меньше, чем 12 часов в сутки[4].

Рост японской экономики от упадка во время Второй мировой войны и до процветания в послевоенные декады рассматривается как один из пусковых механизмов явления, названного новой эпидемией. Стало очевидным, что рабочие не могут работать по 12 и больше часов, 6 или 7 дней в неделю год за годом без моральных и физических последствий. Часто это не оплачивается.

Влияние на общество

В некоторых случаях было доказано, что фирмы знали о плохом здоровье сотрудников.

В то же время в Японии увеличивается количество судебных процессов в связи со смертью от переработки, когда родственники умершего требуют выплаты компенсации. Но так как для назначения компенсации требуется доказать, что смерть была связана с работой, многие годы может занять детальное изучение всех связанных со смертью обстоятельств. В связи с этим, многие отказываются от требований выплат.

Ситуация со сверхурочной работой сильно влияет на семью. Более 80 % японских женщин хотят, чтобы их мужья проводили больше времени с детьми, в то время как молодые мужчины часто приходят домой не раньше 11 часов ночи. Даже если они приходят домой раньше, их маленькие дети уже всё равно спят. 1 из 5 японцев-мужчин в возрасте от 30 до 50 лет работают больше 60 часов в неделю, не включая неучтённое время и рабочее общение. В среднем, на общение с семьёй у них остаётся не больше 30 минут в день.

Видео по теме

Реакция правительства

Японские суды отмечают ущерб для родственников в тех случаях, когда стресс или депрессия от переработки приводит к суициду. В таком случае иски о компенсации отклоняются Департаментом инспекции стандартов труда. Добровольные неоплачиваемые переработки относятся к главным причинам, вызывающим кароси.

С тех пор как в Японии получил распространение уникальный обычай «одновременного набора новых выпускниковruen» (яп. 新卒一括採用 синсоцу иккацу сайё:), сложно найти новую постоянную работу, если человека уволили в среднем возрасте. Так что работники не могут отказаться от сверхурочной неоплачиваемой работы.

Правительство Японии начало признавать степень ответственности компаний в связи с переработкой их служащих и назначать компенсации в судебном порядке.

Ответственность корпораций

Одной из мер, которые могут заставить корпорации следить за здоровьем сотрудников, является выплата компенсаций. 29 апреля 2008 года одна из японских компаний была обязана выплатить 200 миллионов йен (~$2 млн.) сотруднику, находившемуся в коме в связи с кароси. Одна из наиболее известных своими переработками компания Тойота теперь ввела предел переработки в размере 360 часов в год и ввела в некоторых офисах рассылку, которая каждый час после 19 часов напоминает о том, что пора домой[2]. Nissan Motor предлагает своим офисным сотрудникам возможность удалённой работы для возможности позаботиться о детях и престарелых родителях. Многие компании вводят дни без переработок, когда все сотрудники обязаны покинуть офис в 17:30, но так как рабочая нагрузка слишком большая, некоторые используют эти дни, чтобы поработать в одиночестве в тёмном офисе или берут работу на дом.

Большая проблема состоит в том, что сверхурочная работа часто не учитывается. С введением ограничений на часы переработки многие рабочие не указывают их, боясь нарушения распорядка. Часто работники рационализируют это для себя необходимостью сверхурочной работы, недостатком своих профессиональных навыков, плохим знакомством с работой, плохой работоспособностью для того, чтобы окончить работу в более короткий промежуток времени. В целом переработка воспринимается как естественная часть работы и поэтому так редки протесты против неё. Работники также боятся реакции коллег, начальства и даже семьи и друзей. Из-за давления общественного мнения официальная статистика японских компаний о сверхурочной работе занижена. Вполне обычна ситуация в Японии, когда сотрудники вынуждены работать до 2-3 часов утра, а потом прийти на работу в офис ровно в 9. В некоторых случаях переработка может составлять до 300 часов в месяц. Эта статистика в любом случае неофициальная, так как работники будут отрицать подобные заявления для правительства или прессы[источник не указан 1464 дня].

См. также

Примечания

Ссылки

wiki2.red

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *